АМКОР подготовило ряд предложений по развитию аквакультуры в России

Сегодня (29 июня) в городе Ростов-на-Дону под председательством заместителя министра сельского хозяйства РФ – руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова начинает свою работу Всероссийское совещание «О состоянии и перспективах развития товарной аквакультуры до 2030 года». Ассоциация марикультурных организаций Приморского края (АМКОР) подготовило для обсуждения в ходе совещания ряд предложений, реализация которых будет способствовать дальнейшему развитию аквакультуры в России.

В ходе совещания запланировано обсуждение таких актуальных вопросов для дальнейшего развития российской аквакультуры, как государственное управление и стратегическое планирование развития аквакультуры, учёт региональных особенностей, роль союзов и ассоциаций в развитии аквакультуры, программы кредитования рыбоводных хозяйств, научное обеспечение развития товарного рыбоводства, производство кормов для аквакультуры и кадровое обеспечение.

Ассоциация марикультурных организаций Приморского края (АМКОР) подготовила ряд актуальных вопросов и предложений, решение и реализация которых может способствовать дальнейшему развитию аквакультурных предприятий в Российской Федерации и аквакультуры в России в целом.

Так, считают специалисты АМКОР, планируемое создание многочисленных  рыбоводных участков по квадратному принципу и распределение их по Интернету породит конфликт интересов между пользователями участков. Общеизвестно, что дальневосточная российская марикультура подвергается постоянному негативному воздействию со стороны организованного браконьерства, неофициально поддерживаемого иностранным (китайским) капиталом. Тем самым, преступные группы могут получить со стороны государства неоправданную возможность разорить добросовестные предприятия аквакультуры получив законный доступ к водным объектам, используемым для рыбоводства.

Также, привлечение иностранного капитала для вложения инвестиций во вновь создаваемые рыбоводные участки путем участия в торгах нуждается в строгой регламентации. Участие в аукционах и конкурсах организаций, находящихся под контролем иностранного инвестора, с точки зрения защиты экономических интересов государства допустимо только при создании прудовой либо индустриальной аквакультуры. Предоставление возможности иностранным инвесторам по участию в пастбищной аквакультуре является завуалированной формой доступа к водным биологическим ресурсам Российской Федерации, относящимся к стратегически важным товарам и ресурсам, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 № 923. Нельзя недооценивать криминальный охват нелегальными промыслами местного населения, которое широко вовлечено в деятельность китайских скупщиков биоресурсов.

Вместе с этим, необходимо ужесточить уголовную ответственность за незаконный вылов (добычу) водных биоресурсов в пределах рыбоводных участков. Предлагается срочно повысить таксы за вред, причиненный незаконным выловом (добычей) водных биоресурсов, установленные Правительством РФ с целью достижения установленного порога для привлечения уголовной ответственности в виде крупного ущерба в размере 100 тысяч рублей. Необходимо приравнять в ст. 256 Уголовного кодекса РФ незаконную добычу объектов аквакультуры к незаконной добыче водных биоресурсов, поскольку практика привлечения к уголовной ответственности за хищение продукции аквакультуры, находящейся в полувольных условиях обитания, не развита в силу невозможности их товарной оценки. Возвратить в санкцию ст. 256 УК РФ такую меру наказания как принудительные работы, исключенную Федеральным законом от 03.07.2016 № 330-ФЗ. Принудительные работы как реальная замена лишения свободы имеет недооцененный существенный профилактический эффект – осужденные браконьеры охотно принимаются на трудоустройство в предприятия аквакультуры, поскольку обладают необходимыми навыками работы в сложных морских условиях. Более того, многие из них отказываются от нелегального промысла, поскольку заработки на легальных предприятиях зачастую оказываются выше тех, которые они получают работая с риском для жизни в неблагоприятных метеорологических условиях и ночное время суток.

Также, необходимо законодательно разработать порядок установления государственно-частного партнерства при использовании особо охраняемых природных территорий (ООПТ) под размещение рыбоводных участков. Действующее законодательство не запрещает использование морских акваторий ООПТ федерального и регионального значения (за исключением заповедных территорий) для целей аквакультуры (рыбоводства). Однако смягчение режима использования морских акваторий возможно только при условии разработки на уровне Правительства Российской Федерации совместно с профильными ведомствами (Минсельхоз, Минприроды, Минюст) нормативного акта по реализации государственно-частного партнерства в области аквакультуры (рыбоводства) на особо охраняемых природных территориях.

Источник: АМКОР