Вячеслав Зиланов: «Рыбная отрасль в ожидании горячего 2018 года»

Вторая половина 2017 года для рыбаков страны выдалась урожайной как по вылову, так и по активности властных структур по продвижению нормативно правовой базы, прежде всего, по инвестквотам и проведению пиар компаний в виде конференций, выставок, форумов, интервью первых лиц отрасли и т.д. Этим озаботился даже Председатель Правительства Д.А.Медведев, который провел 23 август с. г. на Сахалине совещание с рыбаками, да еще и сумел, порыбачить с нужными сахалинскими предпринимателями. На этом совещании с программной речью выступил и руководитель Росрыболовства И.В.Шестаков. Утвержденный, по итогам совещания, Д.Медведевым протокол «родит» новые, а в ряде случаев «подправит» уже вышедшие нормативные положения и по инвестквотам. В заключении премьер-министр Д.Медведев поддержал руководителя Росрыболовства И.Шестакова в том, что отрасль действительно должна «Выстрелить далеко вперед» в предстоящий, начиная с 2019 года 15 летний период. При этом ни Медведев, ни Шестаков не уточнили «из чего и в кого стрелять». Прокомментировал, происходящую на федеральном уровне озабоченность властных структур делами отрасли, В.К. Зиланов, заслуженный работник рыбного хозяйства России.

Случайные ли, или это запланированные столь массированные мероприятия, которые проводят федеральные органы в рыбной отрасли в последнее время?

В.З. Полагаю, что это, безусловно продуманные мероприятия, цель которых является снятие, все еще существующего в рыбацкой среде сомнений в правильности «инвестиционного курса» на 15-летний период (2019 -2034гг.), предложенного руководителем Росрыболовства И.Шестаковым и одобренного и принятого Председателем Правительства РФ Д.Медведевым.

Одновременно здесь просматривается и импульсивная реакция руководства рыбной отрасли на те замечания, поправки, которые продолжают поступать от «адмиралов рыбного бизнеса» на уже принятый, пусть и не полный, пакет нормативно правовых актов по «инвестквотам». Не всё крупный, не говоря уже о малом, рыбном бизнесе устраивает в вышедших и планируемых к утверждению нормативно правовых актах. Чего стоит «возбуждение» только по такому «промаху», как длине «инвестиционных» судов. На очереди «новая проблема» — выбор «инвестквот», которые будут наделяться строители рыбоперерабатывающих заводов. Чем и когда их можно выбирать? А там и еще новые нестыковки появятся. И все это происходит, когда нормативно правовые акты существуют только в бумажном варианте и не вступили в силу. Другими словами они еще не действуют на практике, в реальной обстановке. А как известно крылатое высказывание классиков: «Практика — критерий истины» пока еще ни кто не отменял. Вот в этих, непростых условиях, руководство отрасли и продолжает убеждать, посредством и упомянутых вами пиар — мероприятий, руководство страны, рыбаков, общественность, да, видимо, и себя в том, что смена курса неизбежна, а предложенный на 15 лет новый «инвестиционный курс», приведет к процветанию отрасли, рыбаков и обеспечит населения страны высококачественной рыбной продукцией.

В всем вступительном слове, открывая совещание на Сахалине Председатель Правительства РФ Д.Медведев особо отметил, что «В целом по России рыбная промышленность развивается в последние годы неплохо» и далее он подчеркнул, что правительство «Ввело новую систему государственной поддержке. Я имею в виду квоты на инвестиционные цели». Разве это не так? И ведь действительно инвестиционные квоты это поддержка со стороны государства рыбакам по обновлению флота.

В.З. С первым выводом Председателя правительства Д.Медведева о продолжающим развитии отрасли и о неплохих достигнутых результатах, полностью согласен. Более того на этом же совещании руководитель Росрыболовства И.Шестаков в своем выступлении привел ряд фактов, подтверждающих действительное развитие отрасли. Так он упомянул о росте вылова, увеличении оборот организаций отрасли и вкладе рыбохозяйственного комплекса в ВВП. Последний, по его информации, составил 218 млрд рублей, что на 6,6% выше уровня 2015 года. Были приведены и целый ряд других бесспорных положительных фактов поступательного развития отрасли. Руководитель отрасли И.Шестаков даже обнадежил всех нас тем, что «Мы не планируем останавливаться на достигнутом, задача – превысить пятимиллоный рубеж».

К сожалению ни Д.Медведев, ни И.Шестаков почему то не утруждают себя задуматься о том: « А каковы причины обусловившие такое успешное развития отрасли по сравнению с другими отраслями экономики?» Вот если бы они проанализировали этот «феномен» то пришли бы к выводу, что это результат той продуманной рыболовной политики в совокупности с действительной экономической государственной поддержкой отрасли, которая была принята в 2008 году на заседании под председательством В.В.Путина. Именно тогда было решено при поддержке рыбаков ввести «исторический принцип» наделения пользователей долями-квотами на вылов на 10 лет вперед, снижению платности за ресурсами и ее «заморозки», введению единого сельскохозяйственного налога для ряда компаний и предприятий и целый ряд других мер. Именно все это и привело к тем положительным результатам, которыми гордятся и справедливо, сегодняшние председатель правительства и руководитель отрасли.

Если это так, а сомневаться в этом не приходится, тогда возникает вполне логичный вопрос: «А зачем тогда вы разрушаете то, что уже дало и продолжает давать положительные результаты в отрасли, да и в целом для обеспечения продовольственной безопасности страны?» Ответа обоснованного, убедительного со стороны властных структур на этот вопрос так и не прозвучал. Свою точку зрения по этому вопросу я неоднократно публично озвучивал и на вашем сайте. Думаю, нет смысла, повторятся.

Что же касается рыбацкой общественности по это же проблеме и того что необходимо принять на перспективу для дальнейшего устойчивого развития отрасли так же было отражено в свое время в Решение Третьего Всероссийского Съезда работников рыбного хозяйства. К сожалению руководства отрасли игнорировали это Решение рыбаков.

Относительно уверенного заявления Председателя Правительства РФ Д.Медведева о том, что новой системой «…государственной поддержке …» отрасли являются «…квоты на инвестиционные цели», позволю с эти не согласиться. Во- первых этой мерой не рыбная отрасль государством поддерживается, а за счет рыбной отрасли пытаются поддержать судостроительную отрасль. И во- вторых посредством «инвестиционных квот» инициаторы этого проекта стремятся осуществить передел востребованных, полностью осваиваемых в настоящее время российскими компаниями, таких ресурсов как минтай, сельдь, треска, пикша и краб в пользу крупных собственников. Обращаю внимание, что нет ни каких «инвестиционных» предложений по недоиспользуемым ресурсам таким, как иваси, сайра, кальмар, макрурус, сайка и других. Почему? Да просто потому, что здесь «делить» нечего.

Так, что впереди 2018 год – год наделения пользователей долями квотами на вылов на 15 летний период с учетом в последующем «инвестиционных квот» и повышающих «прибрежных» квот сделает это год и последующие «горячим» для рыбаков годами. Полагаю все же, что в этих условиях только практика расставит все по местам и каждому воздаст по его трудам.

И все же, что еще необходимо отрасли кроме инвестиционных квот, что бы она, как образно выразился премьер министр Д.Медведев, должна «Выстрелить далеко вперед»?

В.З. Главное, по моему мнению, это действительная государственная и серьезная поддержка оптимального финансирования рыбохозяйственной науки и срочное обновления научно исследовательского флота. Положение здесь катастрофическое и если в ближайшее время не будут приняты соответствующие решения на государственном уровне, процесс приобретет необратимый характер и отрасль останется без научно обоснованных прогнозных данных как по годовому вылову, так и на перспективу. И тогда все «инвестиционные» квоты, а для их реализации необходим прежде всего долгосрочный прогноз сырьевой базы, как минимум на 5-8 лет вперед, станут (даже если допустить, что это направление реально ) не реальными и все финансовые и прочие риск примут на себя те рыбопромышленные компании, которые действительно поверили в этот проект. Не будут созданы и соответствующие условия для реализации планируемого наращивания в перспективе вылова. Не говоря уже об освоении антарктических ресурсов. О других проблемах имеющихся в отрасли не раз говорилось. Главное все же сейчас, повторюсь, это государственная поддержка науки и обновление научно исследовательского флота. Без этого и « стрелять то» не чем.