Инициативы камчатских рыбаков поддержаны Правительством РФ

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поддержал инициативы камчатских рыбопромышленников. В ходе визита в Сахалинскую область премьер-министр страны провел встречу с руководителями предприятий рыбохозяйственной отрасли Дальневосточного федерального округа, обсудил с ними перспективы развития и проблемы.

Во встрече приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ – полпред Президента России в ДФО Юрий Трутнев, министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, представители федеральных органов власти, главы приморских дальневосточных субъектов и представители рыбопромышленной отрасли. От Камчатского края в совещании приняли участие Губернатор Владимир Илюхин и представители крупнейших рыбодобывающих предприятий края — председатель Рыболовецкого колхоза имени Ленина Сергей Тарусов, генеральный директор ПАО «Океанрыбфлот» Евгений Новоселов и генеральный директор АО «Акрос» Александр Исаков.

«В последние несколько лет мы активно занимались обновлением рыбохозяйственного комплекса – во всяком случае, в сравнении с тем, как это было в предыдущее десятилетие. Ввели новую систему государственной поддержки. Я имею в виду квоты на инвестиционные цели. Их со следующего года смогут получать организации, которые вкладывают деньги в строительство современных рыбопромысловых судов. Заявки уже поступают, — сказал Дмитрий Медведев. — Если говорить о дальневосточном рыбохозяйственном комплексе, то он самый крупный в России. Здесь практически две трети рыбы вылавливается. В этом году улов составил более 2 млн тонн Здесь же производится более половины, а именно более 60% всех российских рыбных продуктов и консервов».

Глава Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков отметил, что введение инвестиционных квот позволило подтолкнуть бизнес к обновлению флота и береговых перерабатывающих мощностей.

«Несмотря на положительные темпы роста валового оборота экспорта, отрасль всё ещё сильно ориентирована на сырьевую модель развития. По некоторым видам водных биологических ресурсов, таким как минтай и сельдь, доля мороженого сырья в производстве и экспорте составляет более 70%. Применительно к этой проблеме был разработан механизм поддержки инвестиций в создание мощностей по глубокой переработке уловов – это предоставление и закрепление квот на инвестиционные цели, — отметил глава Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков. – По нашим данным, на стадии проработки находятся порядка 40 контрактов на строительство рыбопромысловых судов и 15-20 рыбоперерабатывающих заводов. Из них порядка 15 судов и 10 заводов приходится на дальневосточный бассейн».

В числе первых компаний, которые приступили к строительству нового флота – камчатский Рыболовецкий Колхоз имени Ленина. Это первое в России предприятие, которое начало строительство целой линейки суперсовременных среднетоннажных судов на российской верфи. Аналогов такого флота в Росси еще нет. Новые суда позволят осуществлять промысел различных видов водных биоресурсов, в том числе сельдь иваси и скумбрию, поскольку оборудованы четырьмя разными орудиями лова. Кроме того, современные холодильные мощности позволят сохранять сырец высокого качества при доставке на берег до 7 суток. До конца 2019 года прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» должен построить три судна, первое судостроители планируют спустить на воду уже 17 ноября. Общая стоимость инвестиционного проекта – порядка 4 млрд рублей. Также предприятие намерено построить два мощных рыбоперерабатывающих завода на побережьях Камчатки — в Петропавловске-Камчатском и в поселке Октябрьский. Заводы, общей стоимостью 4,5 млрд рублей, позволят выпускать более 150 видов рыбопродукции глубокой переработки для российского рынка. В ближайшее время Рыболовецкий Колхоз имени Ленина планирует заявиться на получение инвестиционных квот под реализуемые проекты.

«Рыбопромышленники действительно ощущают шаги Правительства, направленные на развитие рыбопереработки. Это и инвестиционные квоты под строительство судов и береговых баз переработки. Это и территория опережающего развития, и Свободный порт Владивосток. Все это вкупе дает колоссальный эффект. Еще два-три года назад мы не задумывались о том, что можно что-то строить, у нас была одна задача – выжить. Новые механизмы государственной поддержки дают рыбаку уверенность в завтрашнем дне, в том, что действительно можно что-то строить и развивать. Сегодня нужно менять флот, на котором мы работаем. Большинство судов на Дальнем Востоке требуют модернизации или замены», — сказал Сергей Тарусов.

В ходе встречи с премьер-министром глава Колхоза имени Ленина обозначил ряд проблем, с которыми сейчас сталкиваются дальневосточные рыбопромышленные компании. Он обратил внимание на то, что Постановление Правительства РФ №-648 от 29 мая 2017 года предполагает жесткие сроки строительства судов и заводов под инвестиционные квоты. В случае смещения или отставания от графиков для заявителя в рамках договора с Росрыболовством предусмотрены штрафные санкции. По мнению рыбопромышленника, который уже имеет опыт строительства судов, графики проведения работ должны быть более подвижными. Он также отметил, что в настоящее время при выделении инвестиционных квот под строительство судов предполагается, что облавливать выделенные объемы должен новый флот. В то же время предполагаемые к выделению биоресурсы требуют специфических орудий лова, на которые строящиеся суда могут быть не рассчитаны. Он обратился к Председателю Правительства с просьбой разрешить облавливать выделенные лимиты другими судами компаний, специально предназначенными для отдельных видов промысла. По словам Сергея Тарусова, в числе наболевших проблем у дальневосточных промышленников – требования к учету рыбопродукции на промысле.

«Эта проблема актуальна не только для Камчатки, а вообще для российского берега. Дело в том, что сегодня капитаны судов, которые сдают сырец на берег, обязаны, согласно правилам рыболовства, определять и указывать количественный и видовой состав улова с погрешностью по объему – 5%, а по видовому составу — 2%. Можете представить, что за одно усилие траловое пароход поднимает на борт 100 тонн, а бывает и более. И все прекрасно понимают, что на глаз определить объем и виды даже теоретически невозможно. При этом когда пароход приходит на берег начинается проверка, и возникают различного рода нестыковки, отклонения от заявленного объема, как в ту, так и в другую сторону. Я попросил Дмитрия Анатольевича поменять в этом плане законодательство, чтобы компаниям и судам, которые сдают рыбу на берег, разрешили проводить эти процедуры — определять фактический видовой состав и объем на берегу. Это очень важно для рыбаков, ведь это позволит избежать протоколов и штрафов. В этом никто не заинтересован: ни рыбак, ни контролирующий орган, пограничник», — сказал Сергей Тарусов.

Комментируя итоги встречи Губернатор Камчатского края подчеркнул, что все предложения камчатских рыбопромышленников были поддержаны Председателем Правительства и Агентством по рыболовству. В ближайшее время федеральным органам власти будут даны поручения подготовить изменения в действующую нормативно-правовую базу.

«По всем трем вопросам Председатель Правительства поддержал камчатских рыбаков, он дал поручение разобраться с проблемой «5%» при учете улова. Кстати, нашу позицию поддержал и руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Всё, что сдается на берег, будет учитываться и подвергаться контролю на берегу. Необходимые поручения внести изменения в нормативные документы в адрес контрольно-надзорных органов были даны. Всё, что касается квот «под киль», тоже было поддержано. Премьер-министр дал поручение представить более гибкую схему в части оплаты строительства и сроков производства работ. Положительное решение принято и по освоению инвестиционных квот», — сказал Владимир Илюхин.

Глава региона отметил, что в числе актуальных для Камчатки проблем на совещании обсудили вопросы содержания арестованных рыбопромысловых судов.

«Это действительно проблема, это бич наших прибрежных территорий, начиная от Приморья и заканчивая Чукоткой. Пограничники суда арестовывают, сопровождают к берегу. Судьба таких судов решается десятилетиями, годами длятся судебные процессы. Суда тонут, загрязняя акваторию, а все затраты, связанные с их содержанием, охраной, подъемом, ложатся на федеральный бюджет. Мы предложили, чтобы полномочия, связанные с арестованным флотом, передали на уровни субъектов, а все процедуру, связанные с их судьбой, были ускорены. Если, к примеру, за год-два собственник не принял решения, судно должно конфисковываться и реализовываться, чтобы можно было хотя бы закрыть затраты, связанные с его содержанием, — сказал Владимир Илюхин. — Кроме того, говорили о возобновлении промысла иваси и скумбрии. Напомню, в этом году камчатские предприятия порядка тысячи тонн этих видов уже добыли. Вместе с тем, есть проблема специализированных судов. Если в советский период около 200 судов занимались подобным промыслом, то сейчас в акватории Дальнего Востока их осталось порядка 7. Конечно, такие суда надо строить. Проблематика совещания была очень актуальна для рыбопромышленного комплекса, и, я надеюсь, что в ближайшее время необходимые поручения будут даны».

Глава региона подчеркнул, что в последние годы рыбная промышленность Дальнего Востока находится на подъеме. Он напомнил, что только камчатские предприятия за последние 10 лет вложили в обновление флота и строительство современных береговых мощностей 23 млрд рублей. На побережьях Камчатки построено 18 современных заводов.

«Результатов лучше, чем за последние годы просто не было в отрасли. Сегодня в России добывают порядка 4 млн тонн рыбы, четверть этого вылова – это камчатский объём. Но нам есть над чем работать, в первую очередь в области обновления флота. Линейка новых судов, которая заложена сегодня Колхозом имени Ленина, как раз поможет в реализации планов развития отрасли. Главное, что сегодня берег работает, очень много идёт продукции на берег, и берег у нас загружен. Инвестиции, которые рыбаки в берег вкладывают – это почти 23 млрд рублей – говорят о том, что бизнес заинтересован в развитии, и мы будем его поддерживать», — сказал глава региона.

Напомним, что Камчатка является лидером в России не только по объему инвестиций в отрасль, но и по добыче морских биоресурсов. Ежегодно рыбаки региона вылавливают более 1 млн тонн. Половину всех уловов составляет минтай, порядка 200 тысяч – тихоокеанские лососи. В рамках лососевой путины 2017 для камчатских предприятий допустимый улов составляет почти 270 тысяч тонн лосося. В настоящее время добыто уже более 230 тысяч тонн красной рыбы.