«Русская аквакультура» может вложить 3,5 млрд руб. в производство смолта

Крупный производитель лосося «Русская аквакультура», основным владельцем которой выступает Максим Воробьев, может выйти на полную самообеспеченность посадочным материалом. Для этого компании потребуется вложить около 3,5 млрд руб. в расширение мощности завода по выпуску смолта (малька лосося) в Норвегии и строительство предприятия в Мурманске. Реализация планов позволит «Русской аквакультуре» продавать по 35–40 тыс. тонн рыбы в год на 12–14 млрд руб.

До конца 2019 года «Русская аквакультура» примет решение об инвестировании около 2,5 млрд руб. в создание завода в Мурманске мощностью 5 млн штук смолта в год, сообщил гендиректор компании Илья Соснов. Строительство может начаться в конце 2020 года и продлится два года, точные сроки зависят от подключения к инфраструктуре. Поставщиком оборудования предварительно выбрана норвежская AKVA Group. Пока договор с компанией не заключен, его детали топ-менеджер не раскрыл. «Русская аквакультура» также хочет вложить 900 млн руб. в развитие своего норвежского завода Villa Smolt AS, купленного в 2017 году. Модернизация должна завершиться до конца 2019 года и позволит увеличить производство с 1,5 млн до 4,5–5 млн штук смолта в год. По словам господина Соснова, собственное производство в 10–12 млн штук в год полностью покроет потребности «Русской аквакультуры» в посадочном материале. В AKVA Group не смогли предоставить оперативный комментарий.

«Русская аквакультура» выращивает лосося и морскую форель в Баренцевом море, также разводит форель и красную икру в озерах Карелии. Основной владелец компании с долей 48% — Максим Воробьев, еще 24,99% у УК «Свиньин и партнеры», представляющей инвестфонд «Риэлти кэпитал». На конец 2018 года в свободном обращении было 25,22% акций.

Сегодня «Русская аквакультура» закупает посадочный материал у ряда норвежских независимых производителей примерно на 700 млн руб. в год. С ростом производства ежегодные затраты могут вырасти до 1,5–2 млрд руб., говорят в компании. По итогам 2019 года «Русская аквакультура» рассчитывает занять 17–20% российского рынка аквакультурной красной рыбы, выпустив 18–20 тыс. тонн продукции. К 2025 уровень производства должен достичь 30–35 тыс. тонн рыбы, сообщил гендиректор компании Илья Соснов. Рентабельность смолтовых заводов — на уровне 15–20%, подсчитали в «Русской аквакультуре». Там отмечают, что своей посадочный материал прежде всего дает возможность дальше увеличивать объемы производства товарной рыбы.

Управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк подсчитал, что из 10–12 млн штук смолта можно вырастить примерно 35–40 тыс. тонн товарной рыбы, которая в текущих ценах стоит примерно 12–14 млрд руб. Собственная сырьевая база также снизит зависимость от волатильности на внешних рынках, что сделает более предсказуемой прибыль и повысить привлекательность компании для инвесторов, говорит старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. Кроме того, добавляет Илья Березнюк, свои заводы позволят «Русской аквакультуре» экономить на логистике и лучше контролировать качество смолта. Но, предупреждает он, компании все равно придется продолжать закупать у сторонних компаний оплодотворенную икру: свое производство этого вида сырья обойдется слишком дорого и по этому пути в мире идут единицы.

Ранее «Русская аквакультура» сообщила об увеличении объема реализации рыбы в январе—июне 2019 года в 12,5 раза, до 9,63 тыс. тонн год к году. Выручка компании выросла в 15,9 раза до 4,85 млрд руб., чистая прибыль — в 6,6 раза, до 1 млрд руб. Динамику в «Русской аквакультуре» связывают с переходом на ежегодное зарыбление, контролем полного цикла выращивания рыбы, организацией поставок корма и развитием собственной системы продаж. Но отчетность «Русской аквакультуры» за первое полугодие не обрадовала инвесторов.

К вечеру четверга (29.08.2019) акции компании на Московской бирже подешевели на 3,2%, до 272 руб. за бумагу, капитализация снизилась до 23,9 млрд руб. Инвесторы лучше реагируют на новости о выплате дивидендов, которые сулят прямую выгоду, а финансовые результаты, даже очень хорошие, их не впечатляют, указывает Марат Ибрагимов.

Источник: КоммерсантЪ