О Межведомственной ихтиологической комиссии, ее научно-координационной деятельности и роли в развитии рыбохозяйственных исследований в стране (январь 1949 г. — февраль 2011 г.)

Межведомственная ихтиологическая комиссия, об истории создания
и направлениях деятельности которой рассказывается в предлагаемом материале, по причине уникальности предназначения, статуса и структуры занимала особое место среди научных учреждений страны, в той или иной степени связанных с изучением биологических и экологических основ рыбного хозяйства.

Развитие фундаментальных и прикладных исследований в сфере рыболовства
и рыбного хозяйства в России имеет более чем столетнюю историю. В течение многих лет накапливались научные данные и сведения практического характера о рыбах, обитающих в пресных и морских водах России, и их промысловом использовании. В этом заслуга многих ученых-энтузиастов и эпизодических, иногда весьма крупных экспедиций. Наиболее значимыми были многолетняя научно-промысловая экспедиция под руководством академика К.М. Бэра и Н.Я. Данилевского, экспедиции под руководством Н.М. Книповича в северных и южных морях, на Каспии, П.Ю. Шмидта, В.К. Солдатова, Е.К. Суворова на Дальнем Востоке. Целями таких экспедиций было всестороннее изучение промысловых рыб и среды их обитания, выработка научных подходов неистощительного использования рыбных ресурсов. Вопросами рыболовства
и использования рыбных ресурсов в Российской империи с 1837 г. ведало Министерство государственных имуществ, в частности, образованный в 1866 г. Департамент земледелия, В своей деятельности по управлению делами в сфере рыбного хозяйства департамент привлекал известных ученых и общественных деятелей. Была учреждена специальная должность техника по рыболовству, которую последовательно занимали
Н.Я. Данилевский, М.К. Рейникс, а с 1885 г. О.А. Гримм. В качестве совещательного органа приказом начальника Главного управления земледелия и землеустройства князя Васильчикова от 14 апреля 1907 г. был учрежден Рыбный комитет, в состав которого были включены известные ученые И.Н. Арнольдд, Л.С. Берг, Н.А. Бородин, В.А. Гейнеман О.А. Гримм, Н.М. Книпович, И.Д. Кузнецов, И.В. Кучин, И.Н. Пушкарев. Важное значение для понимания состояния и проблем российского рыболовства имели капитальный труд В.И. Вешнякова «Рыболовство и законодательство» (1894 г.), исследование В.В. Кевдина «Современное рыболовство в России» (1915 г.).

В России до Первой мировой войны практически не было специальных научных учреждений ихтиологического и рыбохозяйственного профиля, которые бы работали на постоянной основе. Некоторые исследования в этом плане проводились на Астраханской рыбохозяйственной станции, в Бакинской лаборатории и на Севастопольской биологической станции (исследования, проводившиеся на Соловецкой, а потом и на Мурманской биостанциях, носили в основном фаунистический и зоогеографический характер). В годы перед Первой мировой войной в Министерстве земледелия
и государственных имуществ Российской империи было создано Научное бюро, курировавшее рыбохозяйственные проблемы. После окончания Гражданской войны
в России особое внимание стали придавать развитию рыболовства как источника быстрого получения ценной пищевой продукции для голодающей страны.

Была создана «Главрыба» (прообраз профильного наркомата-министерства),
в составе которой в 1920 г. образовано Научрыббюро во главе с ихтиологом В.И. Мейснером с тремя секциями: научно-промысловой, рыбоводства и экономической.

Довольно быстро была сформирована целая система центральных и региональных (бассейновых) институтов, специализированных станций и лабораторий, охвативших исследованиями научно-промыслового характера практически все крупные пресные водоемы (речные системы, озера) и морские бассейны страны. Немалую роль в этом процессе сыграл Н.М. Книпович, к мнению которого прислушивался В.И. Ленин.
В учреждениях Академии наук, Сельскохозяйственной академии, на кафедрах
и в лабораториях университетов и рыбохозяйственных вузов широкое развитие получили фундаментальные и прикладные исследования, имеющие непосредственное отношение
к биологическим и экологическим проблемам рыбного хозяйства.

С полным основанием можно утверждать, что уже перед началом Второй мировой войны в СССР были выработаны базовые научно обоснованные принципы развития промышленного рыболовства не только во внутренних пресных водах, но и в морях Советского Союза и сопредельных водах; сформулированы научные подходы, позволяющие в первом приближении оценивать запасы основных промысловых рыб, прогнозировать их динамику и на этом основании рекомендовать вероятные объемы их вылова, оценивать возможное воздействие промысла на рыбные запасы. Плановая экономика, положенная в основу развития народного хозяйства СССР, выдвигала соответствующие требования перед рыбной отраслью и отраслевой наукой (оценка запасов промысловых биоресурсов, прогнозирование их динамики, объемов возможного вылова).

Наиболее плодотворный период развития рыбохозяйственной и сопредельных
с ней наук начался после окончания Второй мировой войны. Главным стимулирующим фактором послужил взятый руководством страны курс на интенсивное развитие рыболовства, в первую очередь в собственных и сопредельных морях, а затем
и в океанических районах. Это диктовало необходимость существенного расширения масштабов океанологических и биологических исследований и интенсификации экспедиционной деятельности научно-промысловой направленности в морях и океанах.

В послевоенный период также возникла достаточно острая проблема развития энергетического потенциала страны. Приоритет в ее решении отводился преимущественно гидроэнергетике. Развернувшееся строительство каскадов гидроэлектростанций и огромной сети водохранилищ на крупных реках России оказало негативное влияние на запасы многих ценных видов промысловых рыб (эти планы обсуждались еще в 30-е гг. ХХ в. и вызывали острую дискуссию, в частности, обоснованную критику со стороны Н.М. Книповича). В итоге были потеряны основные нерестовые угодья, в первую очередь семейства осетровых на Волге, утрачены популяции семги многих нерестовых рек Северо-Запада страны. Поэтому исключительно важное значение приобрели теоретические разработки в сфере осетроводства, лососеводства
и вытекающие из них практические мероприятии по строительству рыбоводных заводов. Это позволило, в частности, не только восстановить поголовье осетровых Волго-Каспия, но и существенно его увеличить.

В послевоенный период отчетливо стала проявляться растущая наукоемкость, а следовательно, и наукозависимость развивающегося быстрыми темпами рыбного хозяйства страны.

Принципиально важный вклад в изучение биологической продуктивности водоемов, ихтиофауны, морских млекопитающих, промысловых беспозвоночных, водорослей и в целом экосистем морей и океанических районов вносили бассейновые рыбохозяйственные институты во главе с ВНИРО, промысловые разведки, академические учреждения: Институт океанологии, Зоологический институт, Институт биологии моря ДВО, ИнБЮМ, ИПЭЭ, ММБИ и др. Этому в значительной степени способствовало то, что государство выделяло огромные средства для создания материально-технической базы науки, строительства научно-исследовательских и научно-промысловых судов, для финансирования крупных экспедиций в окраинные моря Советского Союза
и океанические районы. Однако при этом сложилась практика, при которой каждое учреждение работало по своим собственным или внутриведомственным программам
и планам.

Масштабные планы, новые серьезные задачи требовали для своей реализации не только координации и объединения усилий ученых и специалистов разных ведомств страны, но и разработки перспективных планов исследований и научно-практических мероприятий в области морского и океанического рыболовства и рыбного хозяйства на пресных водах СССР. В стране настолько разрослась сеть научных учреждений
и лабораторий, занимающихся исследованиями в области биологических и экологических основ рыбного хозяйства, что возникла объективная необходимость координирования их деятельности в целях более эффективного использования научных сил, сосредоточения усилий на наиболее важных и перспективных направлениях.

Вместе с тем масштабность и многообразие проблем, стоящих перед быстро развивающимся рыбным хозяйством, достаточно настойчиво требовали подключения
к их решению практически всех имевшихся в стране научных сил, способных занять определенное место в этом процессе
. Тем более что жизнь выдвигала также проблемы, требовавшие проведения исследований, относящихся к категории фундаментальных. Решать их в рамках регламента отраслевых научных учреждений не представлялось возможным. Так достаточно быстро возникла идея создания некоей структуры, способной координировать все исследования соответствующего профиля и по мере возможности направлять их в сторону решения актуальных задач рыбохозяйственной сферы.

Реализация этой идеи во многом связана с именем большого отечественного ученого — ихтиолога, климатолога, географа, президента Географического общества СССР академика Л.С. Берга. Свое осуществление она получила уже в Постановлении Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 г. № 781, п. 51, которым в системе Академии наук СССР была учреждена Ихтиологическая комиссия (именно Академия была в те годы главным органом, ответственным за всю науку в стране): «Создать при Биологическом отделении АН СССР Ихтиологическую комиссию из представителей институтов АН СССР, министерств и их институтов, ведущих океанологические, гидробиологические
и ихтиологические исследования, возложив на указанную комиссию разработку, согласование планов научно-исследовательских работ в этой области и наблюдение за выполнением этих планов». Во исполнение упомянутого постановления Президиум Академии наук СССР принял Постановление от 7 апреля 1949 г. об организации Ихтиологической комиссии. Положение и состав Ихтиологической комиссии были утверждены Постановлением Президиума АН СССР от 21 января 1950 г. № 54, п. 5. Документ подписан президентом АН СССР академиком С.И. Вавиловым и главным ученым секретарем Президиума академиком А.В. Топчиевым.. Ихтиологическая комиссия была призвана стать тем органом, который был бы способен не только эффективно координировать исследования в сфере биологических и экологических основ рыбного хозяйства, но и концентрировать научные силы на направлениях «главного удара». Позднее из проблематики Ихтиологической комиссии были выведены вопросы океанологии, которые и стали основой занятий вновь образованной Океанографической комиссии АН СССР (в измененном виде существует и поныне). У истоков организации работы Ихтиологической комиссии стояли известные ученые: Б.П. Мантейфель, Б.И. Черфас, Г.С. Карзинкин, Б.Е. Быховский, А.Н. Световидов, А.П. Андрияшев, Н.Л. Гербильский, Ю.Ю. Марти, Б.Г. Иоганзен, А.Ф. Карпевич, П.А. Моисеев, Т.С. Расс, Н.И. Кожин и др.

 

С момента своего основания в 1949 г. Комиссия состояла при Академии наук Советского Союза. Во второй половине 50-х ХХ в. Н.С. Хрущевым была проведена серьезная реорганизация системы управления народным хозяйством страны. Из Москвы,
в частности, в другие регионы страны был перебазирован ряд научных учреждений (в том числе академических), вузов, связанных с морями, рыболовством и водными проблемами вообще. В 1961 г. Ихтиологическую комиссию передали из АН СССР в Госплан СССР, где функционировал отдел рыбного хозяйства во главе с министром СССР А.А. Ишковым. Необходимо отметить важную цементирующую роль Ихтиологической комиссии в этот период, когда большинство научных учреждений рыбохозяйственного
и смежного профиля находилось в ведении региональных Советов народного хозяйства.

В 1962 г. начался постепенный возврат к системе управления народным хозяйством страны через отраслевые Государственные комитеты и Министерства, и Ихтиологическая комиссия, как самостоятельное юридическое лицо, продолжила свою деятельность уже при Госкомитете по рыбному хозяйству (Постановление Совета Министров СССР от 2 июня 1962 г. № 523), преобразованном в 1965 г. в Министерство рыбного хозяйства СССР. Руководство Минрыбхоза (министр А.А. Ишков, заместитель министра С.А. Студенецкий) понимало значимость и объединяющую роль Ихтиологической комиссии в условиях постоянно растущих планов вылова гидробионтов и развития рыбного хозяйства и создавало необходимые условия для ее работы. Минрыбхоз СССР приобрел для Комиссии рабочие помещения в центре Москвы, а это обеспечивало определенное удобство для иногородних участников заседаний Научных советов
и Пленумов Комиссии.

В дальнейшем, в постсоветский период, в связи с бесчисленными преобразованиями государственных органов управления Ихтиологическая комиссия многократно меняла ведомственную принадлежность, оставаясь тем не менее независимым юридическим лицом и продолжая выполнять изначально возложенные на нее функции. В 1992 г. она была преобразована в Межведомственную ихтиологическую комиссию, соучредителями которой были Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Комитет рыбного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, Российская академия наук (совместный Приказ-Постановление этих ведомств от 25-26 июня 1992 г. № 123/148/16). Тремя годами раньше Протоколом о разграничении между Госкомприродой СССР и Минрыбхозом СССР функций в области использования и охраны рыбных ресурсов и других водных животных и растений, утвержденным заместителем Председателя Совета Министров СССР В.Х. Догужиевым 30 ноября 1989 г., № ВД-1293 на Межведомственную ихтиологическую комиссию (примечание: в этом Протоколе Ихтиологическая впервые поименована как Межведомственная) была фактически возложена функция проведения независимой экспертизы прогнозов (в Протоколе — заключения) общего допустимого улова (ОДУ) гидробионтов во внутренних и территориальных водах, экономической зоне и на континентальном шельфе России. Эту функцию Комиссия достаточно успешно выполняла в течение ряда лет — до передачи Правительством РФ этой обязанности Федеральному природоохранному ведомству. Но и при этом Госкомприроды РФ требовал от Госкомрыболовства, помимо основных документов, обосновывающих прогноз общего допустимого улова водных биологических ресурсов, также соответствующего заключения Межведомственной ихтиологической комиссии (письмо Начальника государственной экологической экспертизы Госкомприроды РФ Г.С. Чегасова от 16 февраля 1998 г. в адрес первого заместителя Министра сельского хозяйства РФ А.В. Родина и письмо первого заместителя Председателя Госкомприроды РФ А.Ф. Порядина от 22 марта 1999 г. в адрес Председателя Госкомрыболовства РФ Н.А. Ермакова). Сказанное можно рассматривать как еще одно свидетельство авторитета экспертных заключений Межведомственной ихтиологической комиссии.

Придание Ихтиологической комиссии статуса межведомственной явилось реакцией на соответствующие требования ученых, не связанных по служебной линии
с рыбной отраслью. В 2004 г. Межведомственная ихтиологическая комиссия получила государственную аккредитацию в качестве научной организации (Свидетельство № 000591 от 27 июня 2004 г., подписанное Министром промышленности, науки
и технологий А.Н. Дондуковым).

Бюрократический подход к реализации целей административной реформы оказался не способным воспринять смысл создания и факт межведомственного статуса Ихтиологической комиссии, и по приказу Федерального агентства по рыболовству от 15 августа 2005 г. № 275 она оказалась в числе отраслевых научных учреждений Федерального агентства по рыболовству в ранге государственной научной организации — ФГУ «Межведомственная ихтиологическая комиссия». Однако история с понижением статуса Межведомственной ихтиологической комиссии на этом не закончилась: Распоряжение Правительства РФ от 23 июня 2007 г. № 89-р предписывало провести реорганизацию Межведомственной ихтиологической комиссии, однако приказом Федерального агентства по рыболовству № 57 от 1 февраля 2011 г. Межведомственная ихтиологическая комиссия де факто была ликвидирована (путем поглощения производственной организацией ЦУРЭН (Центральное управление по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и акклиматизации).

Значение, которое изначально придавалось деятельности Ихтиологической комиссии при ее организации, во многом определяло и персональный состав ее председателей. Это были, как правило, известные ученые, пользовавшиеся авторитетом не только в научной среде, но и у руководителей рыбного хозяйства. Первым председателем Комиссии был ихтиолог, климатолог, президент Географического общества СССР, ученый с мировым именем академик Л.С. Берг. В 1950 г. его сменил академик Е.Н. Павловский (президент Географического общества СССР в 1952-1965 гг., директор Зоологического института АН СССР), руководивший Ихтиологической комиссией до 1965 г. Более 20 лет, до 1977 г., Комиссию возглавлял известный ихтиолог, член-корреспондент АН СССР Г.В. Никольский. После смерти Г.В. Никольского председателями Комиссии были профессоры В.А. Мурин и П.А. Моисеев, член-корреспондент РАН А.В. Яблоков, академик РАН М.Е. Виноградов. Многие годы основную организующую роль в деятельности Ихтиологической комиссии выполнял заместитель председателя, д. б. н. Л.С. Бердичевский, обладавший уникальными организаторскими и чисто человеческими достоинствами, позднее функции заместителей председателя выполняли ученые д. т. н. И.В.Никоноров (до этого – начальник Главрыбвода, член коллегии Минрыбхоза СССР), д. б. н. С.И. Никоноров. После смерти академика М.Е.Виноградова (2007 г.) Межведомственной ихтиологнической комиссией руководил профессор С.И. Никоноров, но уже в ранге ее директора. В 2008 г. на эту должность Федеральное агентство по рыболовству назначило к. б. н. О.А. Фомичева, завершившего список руководителей Комиссии (февраль 2011 г.).

Вскоре после организации Ихтиологической комиссии начали складываться формы ее контактов и совместной работы с научными коллективами, отдельными учеными, руководителями и специалистами рыбного хозяйства, руководящими органами страны —Госпланом СССР, Государственным комитетом по науке и технике СССР, АН СССР, ее научными советами, Министерством рыбной промышленности СССР. Со временем была создана уникальная форма организационной структуры Комиссии, основанная на сугубо демократических принципах. Ее персональный базис составляли члены Ихтиологической комиссии — ученые и специалисты из всех республик и регионов СССР. Как правило, не реже одного раза в год в Москве (в исключительных случаях – в других городах) созывались Пленумы Ихтиологической комиссии. Пленум избирал тайным голосованием Бюро Ихтиологической комиссии, которое руководило работой Комиссии между Пленумами. Пленум избирал и Председателя Комиссии и представлял его кандидатуру на согласование в вышестоящую инстанцию. В состав Бюро, как правило, входили
и ответственные работники вышестоящих ведомств. Штатный персонал Ихтиологической комиссии в «дореформенные» состоял из заместителя Председателя (в составе Бюро были также два-три заместителя Председателя, работавших на безвозмездной основе), нескольких научных сотрудников, выполнявших функции ученых секретарей созданных
в составе Ихтиологической комиссии специализированных Научно-консультативных советов, бухгалтера, технического секретаря — всего порядка 20 или несколько более человек. Постепенно образовалась широкая сеть республиканских и региональных отделений Ихтиологической комиссии. Эти отделения избирали своего председателя, состав Бюро. Тематика их работы, естественно, была связана с местными рыбохозяйственными и гидроэкологическими проблемами. На 1 января 1990 г. функционировали отделения: Азовское (образовано в 1950 г.), Восточно-Сибирское (1953 г.), Дальневосточное (1968 г.), Западно-Сибирское (1953 г.), Каспийское (1955 г.), Прибалтийское (1954 г.), Северо-Западное (1988 г.), Средненазиатское (1958 г.), Украинское (1970 г.), Черноморское (1957 г.). Именно бассейновые отделения обеспечивали тесную связь науки с рыбохозяйственной практикой на местах.

Со временем основная деятельность Комиссии сосредоточилась в рамках Научно- консультативных советов (НКС). Число и специфика этих советов не были постоянными
и определялись актуальностью той или иной рыбохозяйственной (в широком смысле этого интегрального понятия) проблемы, что и служило стимулом сосредоточения ученых в этих советах по интересам. Таким образом, внутри НКС объединились ведущие ученые по конкретным научным проблемам. Эта структура позволяла Комиссии успешно решать свою главную задачу — формулировать (создавать) научные основы развития рыбного хозяйства страны. Структура советов формировалась по демократическому принципу: избранные председатель, его заместитель (заместители), ученый секретарь (как правило, штатный сотрудник Комиссии). Каждый совет имел Положение, определяющее его функции и сферу компетентности. Это можно увидеть при рассмотрении деятельности конкретных Научно-консультативных советов. В наиболее активный период работы Комиссии число Научно-консультативных советов достигало 20, это были: НКС по биологическим ресурсам Мирового океана с пятью секциями (по промысловой океанологии, по Белому морю, по биологическим ресурсам окраинных и внутренних морей, открытого океана, по раннему онтогенезу рыб), НКС по морским млекопитающим. НКС по лососевидным рыбам, НКС по осетровым рыбпам и Секция по сибирским
и дальневосточным осетрам, НКС по биологическим основам рыбного хозяйства на пресноводных водоемах, НКС по товарному рыбоводству и Секция по озерному товарному хозяйству, НКС по растительноядным рыбам, НКС по рыбохозяйственному использованию теплых вод, НКС по марикультуре, НКС по проблемам акклиматизации водных организмов, НКС по ресурсам промысловых беспозвоночных и водорослей, НКС по генетике и селекции рыб, НКС по комплексному использованию водных ресурсов
и охране водных экосистем, НКС по рыбохозяйственной токсикологии, НКС по поведению рыб и Секция рыбопропускных и рыбозащитных сооружений, НКС по экологической физиологии и биохимии рыб, НКС по болезням рыб и Секция морской ихтиопаразитологии и патологии, НКС по проблемам рыбохозяйственного использования пресных водоемов питьевого и рекреационного назначения, НКС по рыбохозяйственному образованию, НКС по экономическим проблемам рационального использования биоресурсов гидросферы.

После распада СССР перестали существовать республиканские отделения Комиссии, а в процессе «перестроек» и «реформ» та же судьба постигла и региональные отделения Межведомственной ихтиологической комиссии. Одновременно четко наметились генерируемые «сверху» тенденции бюрократизации работы Комиссии, ликвидации демократических форм ее организации и функционирования (упразднение Пленумов и Бюро Комиссии, должности Председателя и замена ее назначаемым директором) и др. Тем самым была выхолощена основная идея, закладывавшаяся при создании Ихтиологической комиссии: привлечение на добровольной основе ученых, не зависящих в своих суждениях от позиции бюрократических структур. Не приходится сомневаться, что постепенное разрушение основ и принципов работы Комиссии лежит на совести чиновников, весьма далеких по своей подготовке от глубокого понимания всей сложности связей рыбного хозяйства, успешности его функционирования с системой биологических наук, проблемами гидроэкологии.

Парадоксальность ситуации в том, что демократические формы работы Ихтиологической комиссии сложились в условиях так называемого тоталитарного режима, но были ликвидированы, когда Россия объявила себя демократическим государством. Так бездумно была разрушена уникальная «площадка» (форум) независимого делового общения ученых и специалистов рыбного хозяйства. В проигрыше осталось именно рыбное хозяйство.

Межведомственная ихтиологическая комиссия за годы своего существования превратилась в авторитетное, во многом уникальное, научное учреждение. Ее научно-консультативная деятельность, экспертные проработки и заключения охватывали практически все направления и научные аспекты биологических и экологических основ пресноводного рыбного хозяйства и морского рыболовства. Для решения рыбохозяйственных проблем Комиссия старалась использовать весь имеющийся потенциал академической и отраслевой науки, вузов и других организаций. Поэтому ко времени 50-летия Комиссии (пик ее развития — Прим. ред.) членами ее научно-консультативных советов (НКС) были порядка 700 ученых и специалистов, среди них
9 академиков и членов-корреспондентов АН СССР — РАН, Сельхозакадемии,
150 докторов и 300 кандидатов наук. Ихтиологическая комиссия на протяжении всего своего существования широко практиковала такую эффективную форму координации исследований и обмена научной информацией, как всесоюзные-всероссийские, международные научные конференции, симпозиумы, семинары, совещания по широкой тематике, особенно по проблемам, которые требовали постоянного внимания: промысловое прогнозирование, осетровые и лососевые рыбы, промысловая океанология, аква- и марикультура, морские млекопитающие, биологические ресурсы окраинных
и южных морей, открытого океана, приантарктического региона и др. Чаще всего такие собрания ученых и практических работников рыбной отрасли Комиссия проводила совместно с соответствующими научными учреждениями и на их базе, обычно за пределами Москвы, преимущественно на рыбопромысловых бассейнах страны.