Заключительный этап работы ФГУ «Межведомственная ихтиологическая комиссия»

В последние годы, когда Комиссию лишили централизованного финансирования, ее штатные сотрудники (высококвалифицированные ученые) выполняли инициативные исследования на договорной основе по актуальным направлениям рыбохозяйственной науки, привлекая для этих целей членов соответствующих Научно-консультативных советов. Эти исследования, их результаты в своей основе носили пионерный характер.

Вот некоторые из них.

На протяжении многих лет проводились исследования увеличения возможностей освоения биологических ресурсов океана путем подъема глубинных вод, содержащих эти ресурсы, в поверхностный слой (на судно или на рыбфабрику). Разработан целый спектр специальных устройств, в частности, устройства искусственного апвелинга, использующие энергию волн, которые защищены авторскими свидетельствами
и патентами РФ (получено 15 патентов).

Перспективными направлениями проводимых работ являются исследования по обогащению биогенными элементами и повышению биологической продуктивности вод поверхностного слоя в целях сохранения и увеличения запасов промысловых рыб. Как итог многолетних исследований, опубликована монография «Природные ресурсы глубинных вод океана и пути их рационального освоения, предотвращающие негативные экологические последствия» (Б.П. Пшеничный, 2006 г.).

Об исследованиях по использованию биоэкономических рычагов в системе регулирования морского рыболовства. В последние десятилетия сотрудники Ихтиологической комиссии работали над построением новой, так называемой биоэкономической системы регулирования рыболовства (вышло из печати 30 публикаций в России и за рубежом, изданы две монографии (В.В. Шевченко, В.А. Беляев «Биоэкономика промышленного рыболовства Баренцева моря», 2009 г.; В.В. Шевченко, А.В. Датский «Биоэкономика использования промысловых запасов минтая Северной Пацифики. Опыт российских и американских рыбопромышленников», 2014 г.), которые интегрируют в себе социально-экологические и экономические аспекты регулирования национального рыболовства. В качестве полигона было выбрано Баренцево море.
В последнее время эти исследования были перенесены на Охотское море. Подробно исследован опыт развитых зарубежных стран в области применения биоэкономического подхода в морском рыболовстве.

Основным условием долгосрочного и устойчивого использования возобновляемых природных ресурсов, к которым относятся морские биологические ресурсы, является соблюдение баланса между промысловым изъятием и пополнением используемого промыслового запаса. Достижение такого «баланса» специалисты называют «устойчивым рыболовством».

К концу XX в. в отечественном промышленном рыболовстве сложилась ситуация, при которой численность, общий тоннаж и промысловые усилия задействованного в море рыбопромыслового флота стали значительно превышать потенциал естественного восстановления запасов морских рыб (преимущественно донных), традиционно используемых в рыболовстве.

Снижение общих уловов объектов морского рыболовства и их вылова на единицу промыслового усилия в связи с привлечением в эту отрасль крупных капиталовложений создало серьезную проблему гарантированности экономической эффективности использования морских биологических ресурсов при существующей технологии добычи.

В последнее время совместными усилиями ученых и рыбопромышленников стала постепенно формироваться новая система использования морских биоресурсов, основанная на биоэкономической стратегии рационального использования традиционных морских биологических ресурсов, которой следуют наиболее развитые рыболовные страны. Эта система интегрирует в себе политический, экономический
и природоохранный аспекты решения проблемы и предусматривает понятный механизм ее практической реализации.

Общеизвестно, что основные материальные, финансовые, энергетические затраты современного рыболовства связаны прежде всего с процессом добычи биоресурсов. Рентабельность самого рыболовства определяется уровнем экономической эффективности использования наиболее капиталоемких средств производства, т. е. рыбопромысловых судов. В этом контексте любое рыбопромысловое судно может рассматриваться в качестве биоэкономического интегратора в технологической системе изъятия продукции морских биологических ресурсов с определенной площади морской акватории.

Чтобы промысловое судно работало экономически эффективно, оно должно максимально соответствовать поставленным задачам. В этой связи серьезную проблему представляет использование на промысле не только излишнего количества промысловых единиц, но и технически устаревших и малопроизводительных судов. Уместно отметить, что, несмотря на большой разброс величины стоимости отдельных типов судов, находящихся в эксплуатации, степени их физического износа, в мире существует некая усредненная стоимостная оценка одной тонны брутто-регистрового тоннажа рыбопромысловых судов, находящихся в различной степени износа и амортизации. По данным ФАО, эта величина составляет примерно 12 тыс. долл. США. Отсюда вытекает необходимость внедрения такой системы использования морских биологических ресурсов, основой которой является экономически обоснованное соответствие общего брутто-регистрового тоннажа определенному типу судов, их производительности, а также стоимости продукции первого предъявления сырьевой базе рыболовства.

Для того чтобы морская ихтиопродукция российского рыболовства по удельной стоимости обладала конкурентоспособностью на мировом рынке, отечественные промысловые суда, как и суда других стран, использующих аналогичную сырьевую базу, хотя и работающие в разных условиях, должны соответствовать международным технико-экономическим стандартам.

Для рыбопромысловых стран Северной Европы: Норвегии, Дании, Исландии
и Фарерских островов, в частности, показатель энерговооруженности рыбопромысловых судов составляет порядка 4,5 кВт на брутто-регистровую тонну судна. Чрезвычайно высокой энерговооруженностью рыбопромысловых единиц обладают рыбопромысловые суда Японии — порядка 9,9 кВт в расчете на брутто-регистровую тонну, хотя в основном используются мелкие. Таких судов насчитывается более 360 тыс. единиц, средний тоннаж которых составляет всего 4,6 тонны. Дания и Норвегия используют несколько более крупные суда, 23,3 и 39,1 т соответственно. Исландия, Фарерские острова и Гренландия, работая в основном в открытом море, используют более крупные и технически оснащенные суда брутто-регистрового тоннажа порядка 150, 139 и 136 т соответственно. Высокие удельные показатели энерговооруженности характеризуют в т. ч. скорости тралений, а следовательно, и результативность самих траловых операций. При достаточной энерговооруженности имеются дополнительные возможности глубокой заморозки рыбопродукции, что значительно повышает ее качество, а значит, и удельную стоимость реализуемой продукции.

Россия в системе океанического рыболовства использует в основном крупнотоннажные суда, в среднем более 1000 т каждое. По удельной энерговооруженности российские рыбопромысловые суда более чем в четыре раза уступают рыбопромысловым судам Северной Европы и почти в 10 раз — Японии.

Многие страны, прежде всего, североевропейские соседи России — Дания и Исландия — выработали научно обоснованный эффективный экономический механизм рационального вылова морских биоресурсов, используя специальные промысловые суда, сделав его привлекательным и для российского рыболовства. В этой связи одной из главных задач государственного управления в сфере организации российского морского промысла является переход на новые типы судов, обеспечивающие экономически эффективное изъятие морских рыб и сохранение условий их естественного воспроизводства в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.

Следует отметить, что большинство экономически развитых стран, у которых рыболовство является основным и традиционным видом хозяйственной деятельности, начинает постепенно выстраивать рентную систему использования морских биологических ресурсов, подобную земельной ренте, существующей в мире в течение нескольких столетий. Хотя в этом деле много нерешенных проблем как правового, социального, так и политического характера, такой подход является наиболее экономически выгодным и наименее безопасным в плане сохранения морских биоресурсов. Особых успехов добились Исландия, практически построившая работающую систему на основе рентного рыболовства, или так называемую систему «индивидуально-передаваемых квот» (ИПК).

Что касается отечественного рыбопромыслового флота, то при нынешнем состоянии сырьевой базы и современной системы управления морскими биологическими ресурсами по-прежнему сохраняется архаичный механизм регулирования рыболовства: распределение квот на вылов морских биоресурсов между промысловыми организациями (судовладельцами) при слабом государственном контроле за использованием и охраной водных биологических ресурсов.

Показано, что государственная политика в сфере добычи и использования морских биоресурсов должна выражаться в том, чтобы каждая тонна национального морского продукта передавалась для изъятия и переработки той промысловой организации (судовладельцу или рыбопромышленнику), суда которой могут обеспечить наиболее высокую экономическую эффективность ее использования.

Оценка эффективности работы отдельных типов судов должна осуществляться
в расчете затрат на единицу задействованного тоннажа рыбодобывающего флота и на тонну добываемой рыбы. Такой подход дает возможность сравнивать результаты работы судов разного типа, использующих одну и ту же сырьевую базу, и выбирать наиболее экономически эффективные.

Российская система изъятия морских биологических ресурсов не обеспечивает экономической эффективности ее использования. В последнее время предложена вынужденная система платности за использование биоресурсов, как изъятие «дифференциальной ренты первого порядка» взамен существовавших ранее аукционов. Как первый шаг реформирования системы использования морских биоресурсов, это полезная инициатива, но только как первый шаг.

В то же время главный механизм получения основной прибыли должен заключаться в эффективном использовании капиталоемких основных средств производства — промысловых судов, где и формируется «дифференциальная рента второго порядка». Оба подхода должны осуществляться параллельно.

В ближайшей перспективе, как показано, необходимо стимулировать рыбопромышленников на вылов прежде всего более широкого спектра промысловых видов, предоставляя надежное ресурсное обеспечение конкретному судовладельцу, по крайней мере, на несколько лет вперед, чтобы он четко представлял перспективу своей хозяйственной деятельности.

Что касается применения основных средств, то, как показано, современной системе использования морских биологических ресурсов соответствуют промысловые суда многоцелевого назначения — класса 2-4 с мощностью главного двигателя 2000 кВт и более. Остальные типы крупнотоннажных и, следовательно, более мощных судов должны использоваться за пределами исключительной экономической зоны РФ.

Экономическая целесообразность требует принятия государством неотложных мер по наведению порядка в морском рыбохозяйственном комплексе страны. Северный рыбопромысловый бассейн может быть использован в качестве полигона для внедрения
и отработки рассмотренной биоэкономической системы регулирования национального рыболовства России.

 

Велись работы по улучшению качества вод и экологического состояния природных водоемов, подверженных антропогенному загрязнению. Для улучшения качества вод разработаны специальные волновые устройства для закачивания воды поверхностного слоя, обогащенного кислородом, в придонные горизонты.

Проводились работы, направлены на сбор с поверхности водоемов нефтяных загрязнений. Разработаны современные устройства — волновые нефтесборщики, также использующие энергию волн (получено пять патентов). Получен также патент РФ на устройство для снижения уровня загрязнения приземного слоя воздуха вблизи водоемов
и на улицах городов.

Важнейшей целью экологической политики в области использования и охраны вод России на ближайшие годы должно стать нормирование допустимого воздействия хозяйственной и иной деятельности на водные объекты, в том числе безвозвратного изъятия речного стока, что позволит определить порог толерантности и понять пределы их возможностей, а также установить степень обратимости произошедших изменений. Комиссией разработан проект «Методических указаний по нормированию допустимого безвозвратного изъятия речного стока и установлению экологических стоков (попусков)», который находится в Минприроды России на утверждении. Предложенный метод использовался при разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты (НДВ) по нормированию допустимого безвозвратного изъятия речного стока
и установлению экологического стока (попуска). Научное обоснование подходов
и результаты разработок по методическим подходам изложены в ряде опубликованных статей разработчиков и обобщены в монографии В.Г. Дубининой «Методические основы экологического нормирования безвозвратного нормирования речного стока
и установления экологического стока (попуска)» (2001 г.).

Результаты проводившихся работ находили отражение в докладах на международных конференциях, публиковались в различных изданиях, образцы демонстрировались на систематизированных выставках.

Наряду с выполнением перечисленных выше работ и мероприятий члены всех Научно-консультативных советов МИК принимали участие в подготовке и обсуждении вопросов на парламентских слушаниях в Комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы РФ, работе профильных Комиссий и съездов Русского географического общества и Гидробиологического общества, в конференциях «Акватерра», в международных симпозиумах «День Балтийского моря», конференциях по проблемам рыбного хозяйства на выставках «ИНРЫБПРОМ» и на ВВЦ, в заседаниях ученых советов отраслевых, академических институтов, вузов, диссертационных советов. Членами НКС подготовлено большое количество отзывов на кандидатские и докторские диссертации, а также отзывы официальных оппонентов и т. д.

Сотрудниками Комиссии за годы ее существования в отечественных
и иностранных изданиях опубликовано большое количество статей и научной информации по широкому спектру проблем рыбного хозяйства. С их участием увидели свет многие коллективные монографии.

Несмотря на обращение сотрудников ФГУ «МИК» к руководителю Росрыболовства, ходатайства группы ученых (до 50 человек) и обращений к Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации с просьбой о сохранении независимого статуса Межведомственной комиссии, она была расформирована. Приказом Федерального агентства по рыболовству № 57 от 1 февраля 2011 г. ФГУ «МИК» реорганизуется, теряя свои уставные функции, самостоятельность, и присоединяется
к ФГУ «Центральное управление по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и акклиматизации»
(ФГУ «ЦУРЭН»). Переводится небольшая часть сотрудников в эту организацию. Приказ
о реорганизации ФГУ «МИК» оставляет без внимания вопрос о деятельности Научно-консультативных советов, работа которых составляла основную суть деятельности Межведомственной ихтиологической комиссии. Таким образом, предлагаемая реорганизация представляла собой, по сути, разгром необходимого и пользующегося авторитетом в нашей стране и за рубежом научного учреждения, эффективно работающего более 60 лет. В результате была утрачена уникальная площадка для обсуждения насущных проблем биологического и экологического обеспечения функционирования отечественного рыбного хозяйства.

 

ВНИМАНИЕ! Созданный как постоянно действующий совещательный орган при Федеральном агентстве по рыболовству в 2013 г. (на организационно-технической базе ФГУП «ВНИРО») Научный совет под названием «Межведомственная ихтиологическая комиссия» (МИК) не имеет отношения к ФГУ «Межведомственная ихтиологическая комиссия» (1949–2011 гг.), история и деятельность которой рассмотрены в предлагаемом читателю издании, и не является ее преемником.