ФГБУ «ЦУРЭН»

федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное управление по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и акклиматизации»

О применении части 3 статьи 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации

05 декабря 2019 г.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – Кодекс) работы по содержанию внутренних водных путей, путевые работы (в том числе работы по устройству и содержанию рейдов), работы по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов, работы по содержанию судоходных гидротехнических сооружений осуществляются без специальных разрешений и согласования.

Указанные положения внесены в часть 3 статьи 8 Кодекса статьей 2 Федерального закона от 28 июля 2012 г. № 131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 131-ФЗ).

Однако, исходя из основных понятий статьи 3 Кодекса, путевые работы (дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие) проводятся для устройства и содержания средств навигационного оборудования на внутренних водных путях, то есть, привязаны к конкретному месту размещения такого оборудования. В этой связи считаем, что производство путевых работ не требует согласования только в случае их проведения в местах размещения навигационного оборудования.

Проект Федерального закона от 28 июля 2012 г. № 131-ФЗ на рассмотрение в Росрыболовство не поступал.

Рассматриваемые положения Кодекса и Федерального закона в части проведения без согласования путевых работ (в том числе дноуглубительных работ) на внутренних водных путях, которые размещаются в водных объектах рыбохозяйственного значения, противоречат требованиям о сохранении водных биоресурсов и среды их обитания, установленным частью 2 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Принимая во внимание, что внутренние водные пути (за исключением, каналов, шлюзов и других искусственных сооружений) размещены в естественных водных объектах или водохранилищах, образованных посредством зарегулирования стока естественных водных объектов, которые являются средой обитания водных биоресурсов, проведение путевых работ также регулируется положениями водного законодательства, что подтверждается определением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. по делу № 74-Г08-18 со ссылкой на часть1 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, согласно положениям водного законодательства, регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте, как о среде обитания водных биоресурсов.

Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен приоритет охраны окружающей среды перед ее использованием, определена необходимость оценивать воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду, в данном случае на водные биоресурсы и среду их обитания, а также предусматривать и выполнять мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению нарушенного состояния природной среды и воспроизводства природных ресурсов, к которым относятся водные биоресурсы и среда их обитания.

Рассматриваемые положения Кодекса и Федерального закона от 28 июля 2012 г. № 131-ФЗ согласно пункту 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, являются коррупциогенными, так как нарушают компетенцию Росрыболовства, устанавливают выборочное изменение объема прав и исключение из общих правил, так как согласно частям 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» деятельность, указанная в части 1 упомянутой статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с применением мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Кроме того, положениями статей 34-46 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 380, установлены требования, согласно которым при различных видах хозяйственной и иной деятельности должны предусматриваться и выполняться мероприятия по восстановлению природной среды и воспроизводству природных ресурсов, в том числе водных биоресурсов и среды их обитания.

Такие мероприятия разрабатываются хозяйствующими субъектами, в том числе субъектами дноуглубительной деятельности в составе проектной документации или проектов программ работ и должны выполняться до завершения запланированных работ.

Таким образом, положения части 3 статьи 8 Кодекса не освобождают субъекты намечаемой деятельности от оценки воздействия путевых работ на окружающую среду и проведение природоохранных мероприятий, в том числе по восстановлению нарушаемого состояния водных биоресурсов и среды их обитания.

В этой связи ФГБУ «ЦУРЭН» считает необходимым проведение субъектами путевых работ согласования с Росрыболовством (его территориальными органами) намечаемой ими деятельности, оценки ее воздействия на водные биоресурсы, разработки и проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на водные биоресурсы.