ФГБУ «ЦУРЭН»

федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное управление по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и акклиматизации»

НКС по комплексному использованию водных ресурсов и охране водных экосистем и НКС по рыбохозяйственной токсикологии

Научно-консультативный совет по комплексному использованию водных ресурсов и охране водных экосистем был создан в 1986 г. с основной задачей разработки научных основ эффективной защиты водных биоресурсов и среды их обитания, обеспечения тем самым успешного развития и оптимизации рыбного хозяйства путем реализации комплекса экологически и экономически обоснованных природоохранных мероприятий в условиях антропогенного пресса и обострения экологической ситуации.

Председателем совета были д. х. н., профессор, академик РАЕН А.Д. Семенов (1986–2008 гг.) и с 2009 до 2011 гг. — д. б. н., профессор А.А. Лукин.

Научно-консультативный совет по рыбохозяйственной токсикологии был создан в 1985 г. в целях организации разработки межведомственных целевых программ исследований, определения приоритетов и первоочередных задач в области рыбохозяйственной токсикологии.

Председателем НКС по рыбохозяйственной токсикологии был д. б. н., профессор, заслуженный деятель науки России, академик РЭА В.И. Лукьяненко.

Ученым секретарем обоих советов была к. г. н. (позже — д. г. н.), заслуженный эколог Российской Федерации В.Г. Дубинина.

Интенсивная хозяйственная деятельность в стране и, в первую очередь, крупномасштабное внутригодовое перераспределение стока рек, безвозвратное изъятие их вод и загрязнение и послужили одними из причин резкого снижения запасов водных биоресурсов в основных водных объектах рыбохозяйственного значения. Усиливающиеся негативные антропогенные воздействия на пресноводные и морские экосистемы приводят к утрате генофонда природных промысловых популяций гидробионтов и способности к естественному воспроизводству, создают угрозу исчезновения ранее многочисленных видов рыб и водных беспозвоночных. Обеднение видового состава делает водные экосистемы неустойчивыми к воздействию различных природных и антропогенных факторов. Нарушается механизм саморегуляции, т. е. восстановления водных биоресурсов.

Для рассмотрения вопросов по предотвращению и минимизации этих негативных для рыбного хозяйства факторов в 90-х годах были созданы эти два научно-консультативных совета, которые подготовили и реализовали целый ряд практических мер, направленных на сохранение и восстановление численности промысловых рыб и (отдельно) ценных их видов. Особенно много в этом отношении было сделано по бассейнам Азовского и Каспийского морей, где водные ресурсы используются наиболее интенсивно и произошли ощутимые нарушения экологического равновесия.

Создание каскада водохранилищ на реках коренным образом изменило экологическое состояние уникальных биоценозов и биотопов в поймах, устьях и дельтах южных и сибирских рек. Это связано со значительным перераспределением внутригодового стока вследствие увеличения зимних попусков в нижние бьефы гидроузлов и уменьшения весенних, а также потерей нерестилищ. Одновременно с созданием водохранилищ резко возросло водопотребление всеми объектами экономики, особенно орошаемым земледелием, что привело к сокращению речного стока в устья рек и моря. Экологическая ситуация усугубляется значительными объемами сброса загрязняющих веществ. Об остаточном принципе формирования весенних эколого-рыбохозяйственных попусков в бассейнах южных рек говорят следующие цифры. За период с 1959 по 2009 гг. (51 год) было всего 17 лет (33 %), относительно благоприятных по объемам и срокам затопления нерестилищ Нижней Волги. За 57 лет, прошедших после сооружения Цимлянской ГЭС (1953 – 2009 гг.), только четырежды режим обводнения пойменных нерестилищ р. Дон отвечал экологическим требованиям воспроизводства полупроходных и проходных рыб.

В результате зарегулирования стока р. Енисей плотиной Красноярской ГЭС в 3-5 раз сократились расходы воды в период весеннего половодья. Сокращение почти на 1/5 объема годового стока в течение летнего периода привело не только к общему снижению численности речных рыб, но и к существенному сокращению зоны «распреснения» в Енисейском заливе и прилегающей к нему акватории Карского моря. Это, в свою очередь, обусловило резкое сокращение наиболее продуктивных нагульных площадей для особо ценных и ценных анадромных рыб и численности единственного массового представителя морской ихтиофауны — сайки, что в итоге привело к значительному снижению продукционного потенциала морского биоценоза (включая морских млекопитающих).

Функционирование гидроузлов на реках привело к коренной перестройке не только водного режима, но и существенно изменило термические условия рек и на участках, расположенных ниже плотин. Низкие температуры воды в вегетационный период сдвигают сроки нереста, увеличивают период инкубации икры весенне-нерестующих рыб, а также нарушают естественные условия зимовки ихтиофауны.

Столь значительные негативные влияния на экосистемы рек в результате строительства плотин и создания водохранилищ подорвали промысловые запасы рыб, прежде всего проходных и полупроходных, в основных водных бассейнах страны. В большинстве водных объектов практически утрачены популяции уникальных видов осетровых рыб. В связи с катастрофическим состоянием запасов осетровых в южных морях их вылов разрешен в настоящее время только в целях обеспечения производителями осетровых рыбоводных заводов и для научных целей.

В бассейнах рек Енисея и Ангары по частоте встречаемости, а также по численности и биомассе в настоящее время доминируют малоценные виды: плотва и окунь.

С первых шагов своего существования советы внесли значительный вклад в борьбу против строительства каналов: Волга — Чограй, Волга — Дон. Впервые вопрос об экологических последствиях строительства канала Волга — Чограй был поднят на заседании НКС по комплексному использованию водных ресурсов и охране водных экосистем (май 1986 г.). Проблемные записки о недопустимости его строительства были направлены в директивные органы и ведомства (ЦК КПСС, Совмин СССР и РСФСР, Госплан СССР и РСФСР, Госстрой, КОС Совмина СССР, Минводхоз, АН СССР и др.) Трижды материалы направлялись лично Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву. Благодаря убедительности представленного научного обоснования, проводимой большой работе по доведению его до сведения широкой общественности (выступления в печати, на митингах, выезды в районы строительства), настойчивости и усилиям общественности экологически опасное строительство каналов было остановлено.

Рыбохозяйственный комплекс по сравнению с другими отраслями экономики в своей деятельности в большей мере зависит от состояния водных объектов, качества водной среды и специфики использования водных ресурсов. Поэтому при водозатратной и нерациональной технологии использования водных ресурсов рыбное хозяйство несет потери продукции массовых и ценных видов рыб, особенно в бассейнах южных морей. Этим вопросам был посвящен целый ряд заседаний НКС.

Так, по итогам обсуждения вопроса «Проблемы экономии воды и основы научных исследований народного, (в том числе рыбного хозяйства)» в конце 90-х годов ХХ в. были подготовлены предложения по проблемам водопотребления в стране и направлены правительству; предложения по природоохранным мероприятиям были переданы в ГКНТ для включения в проект Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на перспективу до 2005 года.

Широкий общественный резонанс вызвало выездное заседание НКС (Краснодар, 1989 г.) по проблеме «Экологическая обстановка и охрана водных объектов рыбохозяйственного значения в районах интенсивного рисоводства». В его решении было показано, что единственно приемлемым стратегическим направлением развития рисоводства в стране является полный переход на беспестицидные технологии. В процессе реализации упомянутых рекомендаций, подкрепленных обращениями в директивные органы и ведомства, выступлениями в периодической печати, на большей части площадей в дельте Волги и в Краснодарском крае выращивание риса стало производиться по беспестицидной технологии.

На заседаниях НКС неоднократно поднимался вопрос (с 1987 г. по настоящее время) о необходимости пересмотра Правил использования водных ресурсов водохранилищ и восстановления биологических ресурсов, как в низовьях рек, так и в самих водохранилищах. Были рассмотрены и одобрены научно обоснованные эколого-рыбохозяйственные попуски различной обеспеченности из Волгоградского, Цимлянского и Краснодарского водохранилищ. Даны предложения по выявлению резерва водных ресурсов для реализации попусков. Все эти предложения неоднократно направлялись в директивные органы. В настоящее время Правила пересматриваются в Минприроды России.

В рамках этой проблемы по договору с ОАО «Колэнерго» НКС были разработаны требования рыбного хозяйства к правилам использования водных ресурсов Нивского каскада (2001 г.) и водохранилищ Ковдинского водотока каскада Нивских ГЭС (2004 г.). Часть этих требований была учтена в Правилах 2006 года. «Отдача» ГЭС стала корректироваться с учетом рыбохозяйственных ограничений.

По результатам обсуждения вопросов, касающихся влияния загрязнения на состояние водных биоресурсов, путей повышения эффективности природоохранных мероприятий и восстановления водных биоресурсов, советами был издан ряд проблемных записок, в частности: «О нарастающем влиянии нефтяного загрязнения на рыбное хозяйство Обского бассейна» (1986 г.); «Азовское море — проблемы и решения (1987 г.); «Современные масштабы загрязнения Балтийского моря. Влияния на рыбное хозяйство. Пути повышения эффективности природоохранных мероприятий» (1988 г.); «Оценка степени неблагополучия водных экосистем Азовского и Каспийского морей в связи с деформацией и сокращением речного стока» (2004 г.), которые направлялись в директивные и ведомственные органы. Рекомендации, обоснованные в этих записках, были учтены в конкретных мероприятиях заинтересованных ведомств. Так, например, Главтюменьнефтегазом была разработана программа работ по предотвращению загрязнения водоемов Обского бассейна, в том числе строительство водоохранных объектов, предусмотрены мероприятия по повышению эксплуатационной надежности нефтепромыслов и др. По поднятым в записке вопросам по Азовскому морю Комиссия Президиума Совмина СССР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов выявила невыполнение рядом министерств и ведомств постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 16 января 1976 г. №42 «О мерах по предотвращению загрязнения Черного и Азовского морей», а также постановления Совмина СССР от 1 марта 1974 г. «О мерах по предотвращению загрязнения водоемов Ростовской области и улучшению водоснабжения населения этой области» и дала соответствующие поручения. Кроме того, были переданы Госплану СССР предложения для разработки мероприятий по сохранению комплекса Азовского моря и восстановлению его рыбохозяйственного значения.

В связи с крупномасштабным освоением нефтегазовых месторождений на морском шельфе и внутренних водных объектах и угрозой больших потерь водных биоресурсов в последние десятилетие был проведен ряд заседаний НКС, Международный семинар (2000 г.), посвященные этой проблеме, подготовлены материалы для Коллегии Госкомрыболовства «О проблемах защиты рыбохозяйственных интересов на морских шельфах России в связи с экспансией нефтегазовых разработок» (2001 г.). Основные положения этих рекомендаций были учтены в программах рыбохозяйственных институтов, в улучшении экологического контроля за деятельностью операторов проектов на морских акваториях, а также внесены поправки в действующие федеральные законы в части охраны водных биоресурсов и защиты рыбохозяйственных интересов. НКС внес большой вклад в разработку нормативного документа «Эколого-рыбохозяйственные требования при освоении нефти и газа на морском шельфе и внутренних водных объектах России», а также принимал участие в разработке методического руководства по эколого-рыбохозяйственному картированию и мониторингу.

Существующая нормативно-правовая база в сфере рыбохозяйственной и природоохранной деятельности не позволяет адекватно предотвратить реализацию наиболее опасных проектов и компенсировать размер нанесенного вреда, что связано с несовершенством этой базы. Поэтому трудно переоценить то значение, которое имеет нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение природоохранной отрасли. Этому вопросу был посвящен научно-практический семинар, в рамках которого работала секция «Охрана вод и водных биоресурсов». Состоялись Симпозиум по методам ихтиотоксикологических исследований и Школа-семинар по вопросам методико-методологических основ единой отраслевой системы изучения водной среды и охраны водных объектов от загрязнения. Проводились специальные заседания по теме «Методология и методы изучения оценки и прогноза загрязнения водных экосистем».

Кроме того, среди важнейших вопросов, рассмотренных на заседаниях НКС по рыбохозяйственной токсикологии, следует отметить такие, как: научные основы диагностики токсикоза рыб в загрязненных водоемах; проблема регионального регламентирования антропогенной нагрузки (региональные ПДК) с учетом зональных и азональных особенностей токсикорезистентности водных экосистем; роль ПДК, биотестирования и биоиндикации в охране водных объектов от загрязнения; об объективности биотестов, используемых контролирующими организациями при оценке токсичности вод; принципы и методы экотоксикологических исследований при проведении мониторинга водных объектов рыбохозяйственного значения; общие закономерности и механизмы накопления токсикантов кормовыми организмами и рыбами, обитающими в загрязненных водных объектах, и др.

Следует подчеркнуть, что оба совета постоянно уделяли внимание вопросам антропогенного влияния на биоресурсы, путям восстановления водных экосистем, оценки ущерба, наносимым водным биоресурсам в результате хозяйственной и иной деятельности.

Подготовленные предложения и конкретные рекомендации направлялись Госкомрыболовству, соответствующим ведомствам и заинтересованным организациям.

По результатам обсуждения актуальных и важных тем был реализован целый ряд практических мер. В частности, включены предложения в Федеральные законы «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002 г. №7-ФЗ), в Водный кодекс (от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ); передавались неоднократно материалы в Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы, в том числе при подготовке и обсуждении вопросов на круглых столах, парламентских слушаниях, в частности, «О совершенствовании законодательства в целях повышения эффективности использования водных биоресурсов», «Об экологических и экономических последствиях строительства низконапорной плотины на реке Волге», «Правовое обеспечение государственного контроля и надзора в области использования объектов животного мира» и др.

В 2009-2010 гг. при активном участии ученых и специалистов по результатам рассмотренных на советах проблем были выработаны рекомендации и определены мероприятия.

По экологическим последствиям предлагаемых вариантов строительства второй нитки Волго-Донского водного пути или канала «Евразия» (им посвящено специальное заседание НКС, март 2009 г.) направлено письмо в Правительство Российской Федерации о необратимости негативных изменений состояния водных и земельных ресурсов Южного федерального округа, о невосполнимых потерях, которые понесет рыбное хозяйство. Наибольшее опасение у специалистов вызывает намечаемое строительство канала «Евразия». Предлагалось прекратить дальнейшие проработки по вопросу строительства каналов. Рекомендовано рассмотреть альтернативные варианты существующих ограничений роста транспортировки грузов по направлению Каспийское море — Азово-Черноморский бассейн.

На основании «оценки влияния строительства и эксплуатации плотин на состояние, сохранение и воспроизводство водных биоресурсов» (при участии Тематического сообщества по проблемам больших плотин) (заседание — февраль 2010 г.) соответствующим ведомствам предложено проведение комплекса организационных мер по недопущению застройки пойм, разблокирование водотоков от искусственных дамб и дорожных насыпей и др., а также разработка правил использования земельного фонда на пойменных нерестилищах в дельтах и в низовьях рек, не допускающая размещения на них объектов капитального строительства и производства работ, негативно влияющих на запасы рыб и других водных животных и среду их обитания. Заявлено о необходимости разработки проекта технического регламента по экологической безопасности трансформации водного стока рек при создании плотин и водохранилищ гидроэнергетических объектов с учетом климатических и географических особенностей региона размещения гидроузла с целью конкретизации требований к месту расположения плотин, морфометрическим и гидрологическим характеристикам водохранилищ и нижнего бьефа плотин, а также затоплению и подтоплению земель. Кроме того, при проектировании нового гидростроительства рекомендовано учитывать нагрузку на водный объект и водные биоресурсы действующих ГТС, в том числе плотин ГЭС. Рекомендовано Правительству Российской Федерации проработать вопрос о целесообразности разработки проектной документации с дальнейшим строительством следующих объектов электроэнергетики, оказывающих значительные негативные, а в большинстве случаев невосполнимые экологические, социальные и экономические последствия: Мотыгинская ГЭС на р. Ангаре, Эвенкийская ГЭС по р. Нижней Тунгуске, низконапорный гидроузел на р. Волге (в районе населенного пункта Большое Козино) и др.

При рассмотрении состояния разработки нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения (заседание — ноябрь 2010 г.) Минприроды России и Росрыболовству рекомендовано разработать проект Положения о нормировании в области использования и охраны водных объектов, начать разработку норматив ПДК веществ, накапливающихся в донных отложениях. Внесено также предложение об изменении Водного кодекса Российской Федерации в части разработки нормативов качества водной среды.

При обсуждении вопроса об улучшения экологического состояния Цимлянского водохранилища в связи с «цветением» воды и заморными явлениями (на этом же заседании) Росводресурсам направлены предложения по ряду способов улучшения качества воды водоема.

НКС занимались как разработкой федеральных и региональных программ, так и рассмотрением и подготовкой заключений, предложений на проекты законов, нормативные и руководящие документы природоохранной деятельности, участвовали в экспертных комиссиях Государственной экологической экспертизы и комиссиях, создаваемых правительством, в работе круглых столов Торгово-промышленной палаты РФ, Общественной палаты РФ, Государственной Думы. Члены Советов выступали на страницах центральных и региональных печатных органов.

Члены НКС принимали участие в научных исследованиях и экспедициях по выявлению причин расслоения мышц и ослабления оболочки икры осетровых, в составе Комиссий по расследованию гибели рыб и других гидробионтов как в товарных хозяйствах, так и в естественных водоемах, в разработке концепции и экологического блока Федеральной программы «Возрождение Волги».

В 1992–1995 гг. НКС участвовали как в разработке, так и в выполнении Государственных НТП «Экология России» и «Экологическая безопасность России», результаты работ по которым вошли в состав руководящего документа Госкомэкологии России «Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия». Давали предложения в перечень направлений НИОКР Росрыболовства, по которым госзаказ размещается на основании конкурса, в том числе принимали участие (2009 г.) в разработке ведомственной целевой программы комплексных научных исследований в интересах рыбного хозяйства Российской Федерации (2010–2014 гг.). Принимали участие (2011 г.) в формировании приоритетных направлений научных исследований в системе Минприроды России, соответствующих стратегическим целям Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года (для ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах»), и др.

Советы имели значительный опыт в разработке нормативных и методических документов в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также использования водных объектов. НКС при участии специалистов РАН, ФГУП «ВНИРО», ФГУП «Гипрорыбхоз» разработали ряд проектов методик и инструкций в области определения вреда (ущерба) водным биоресурсам при осуществлении планов хозяйственной и иной деятельности и в результате загрязнения водных объектов рыбохозяйственного значения (Методика исчисления размера вреда, причиняемого водным биоресурсам при размещении, строительстве, реконструкции, эксплуатации и ликвидации хозяйственных и иных объектов, внедрении новых технологических процессов и другой деятельности, 2001 г., 2008 г.; Инструкция по установлению фактов загрязнения и определению размеров ущерба причиненного водным биологическим ресурсам вследствие загрязнения водных объектов, 2002 г.; Инструкция по оценке ущерба водным биологическим ресурсам, причиняемого результате осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности, и разработка компенсационных мероприятий, 2002 г.; Указания по организации и проведению органами рыбоохраны проверок хозяйственных объектов и производства работ, оказывающих влияние на водные биологические ресурсы и среду их обитания, 2002 г., которые были утверждены Главрыбводом; Методика подсчета ущерба, нанесенного рыбным запасам в результате загрязнения и засорения водных объектов рыбохозяйственного значения, 2005 г.).

Членами НКС по комплексному использованию водных ресурсов и охране водных экосистем разработан проект «Методических указаний по нормированию допустимого безвозвратного изъятия речного стока и установлению экологических стоков (попусков)» (по контракту с ФГУ «Фонд информации по водным ресурсам», 2008 г.). Методические подходы базируются на экосистемном подходе к выбору экологических критериев и базовых показателей, которые обуславливают основной принцип — обеспечение устойчивого и естественного функционирования водных и околоводных (пойменных) экосистем, при которых сохраняется способность компонентов экосистем к самовосстановлению.

Работа получила положительную оценку и была рекомендована для апробации в 2009–2010 гг. в рамках разработки проектов нормативов допустимого воздействия на водные объекты (НДВ) и «Схем комплексного использования и охраны водных объектов». Материал был передан в Минприроды России для утверждения. Предложенный метод использовался при разработке НДВ по нормированию допустимого безвозвратного изъятия речного стока и установлению экологического стока (попуска).

Выполненные членами НКС расчеты показывают, что существующие объемы безвозвратного изъятия стока из южных рек превышают установленную норму до двух и более раз, кроме Нижней Волги, где она достигла нижнего предела. Поэтому требуется разработка мероприятий по экономии воды и изысканию резервов водных ресурсов за счет внедрения современных водосберегающих технологий и поэтапное достижение норм безвозвратного изъятия речного стока.

В рамках выполнения темы ФГУ «МИК» по разработке «Проекта Концепции рыбного хозяйства во внутренних пресных водоемах» (2009 г.) советом представлено два раздела: «Анализ материалов характеризующих экологические последствия антропогенного воздействия на водные объекты» и «Анализ методических подходов к обоснованию режимов использования водных ресурсов водохранилищ».

Советами подготовлено и издано более 10 томов материалов конференций, симпозиумов, заседаний НКС.

За годы своей активной деятельности НКС полностью продемонстрировали, что действительно являются межведомственным координационным и консультативным центром сохранения и восстановления водных биоресурсов и среды их обитания, ведущим независимым экспертом по проблемам рационального природопользования.