ФГБУ «ЦУРЭН»

федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное управление по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и акклиматизации»

Секция рыбозащиты и рыбопропуска

Председатели Секции: академик РАН Д.С. Павлов и с 2008 г. к.б.н. О.А. Фомичев. Функции ученого секретаря выполняли к. б. н. Л.К. Фролова, к.б.н. Н.Г. Шеремета, в последние два года — к. т. н. А.Л. Эрслер.

Основными направлениями деятельности Секции рыбозащиты и рыбопропуска Межведомственной ихтиологической комиссии являлись координация и участие в межведомственных ихтиологических исследованиях, связанных с рыбозащитой и рыбопропуском, рассмотрение проектных материалов на оборудование водозаборов рыбозащитными сооружениями, разработка нормативно-методической документации по данной проблеме, а также организация конференций и совещаний по конкретной тематике и др.

Гибель молоди рыб в водозаборах волновала биологов еще в начале прошлого столетия. Так, в 1915 г. А.Н. Державин указывал, что на р. Куре водокачками только за один летний месяц выносится на поля до 170 млн шт. мальков ценных промысловых рыб.

Чтобы представить себе количество погибшей рыбы при заборе воды в наше время, можно привести следующие цифры. А.В. Уваров (1965 г.) отмечал, что в период ската молоди в р. Терек в ирригационные каналы дельтовой системы ежесуточно попадало более 500 тыс. шт. молоди различных видов рыб. А.И. Набиев и П.К. Меликова (1966 г.) пишут о том, что общий ущерб, причиняемый оросительными каналами рыбным запасам Мингечаурского водохранилища, составляет 80 % по отношению к годовому улову, поступающему на рыбозавод. По данным КаспНИРХа, водозаборные сооружения, расположенные на Нижней Волге, ежегодно уничтожают до 6 млрд шт. молоди различных видов промысловых рыб.

До распада Советского Союза и последовавших после этого многократных реорганизаций Министерства рыбного хозяйства РФ, а затем и Комитета по рыболовству РФ (Госкомрыболовства) контроль за выполнением природоохранного законодательства, в том числе в части оборудования водозаборов РЗУ и строительства рыбопропускных сооружений, был возложен на бассейновые управления по охране и воспроизводству рыбных запасов, которые подчинялись Главному управлению по охране и воспроизводству рыбных запасов ( Главрыбвод).

Однако в 2004 г. Главрыбвод был расформирован, а контрольные функции, возложенные на его бассейновые подразделения, в том числе слежение за работой водозаборных и рыбозащитных сооружений, были переданы вновь созданным территориальным управлениям. Во время передачи функций и формирования новых подразделений по разным причинам были потеряны кадры, имеющие многолетний опыт работы в этой области, и, по сути, на протяжении ряда последних лет контролем за процессом оборудования водозаборов рыбозащитными устройствами (да и за строительством рыбопропускных сооружений) и оценкой качества их работы в стране никто практически не занимался. Секция была передана в ФГБУ «ЦУРЭН», потерпела серьезные кадровые потери и потеряла свой межведомственный статус.

Вот как в целом оценивают сегодняшнее состояние проблемы оснащения водозаборов РЗУ и причины этого члены вновь созданной при НТС ФГБУ «ЦУРЭН» секции, продолжающие заниматься вопросами рыбозащиты и рыбопропуска:

  • участились случаи внедрения примитивных, малоэффективных, объективно не обоснованных и не проверенных конструкций или отказа (под различным предлогом) от применения рыбозащиты на водозаборах;
  • резко снизилось качество проектных и научно-исследовательских работ (НИР) по разработке и обоснованию рыбозащитных мероприятий и определению эффективности внедренных конструкций, а также уровень и качество заключений по проектным материалам;
  • снизилось качество заключений по проектам на оборудование водозаборов РЗУ, согласованных на уровне субъектов Федерации;
  • в недостаточной степени осуществляется контроль за эффективностью проводимых рыбозащитных мероприятий и выполнением условий согласований, выданных теруправлениями Росрыболовства;
  • отсутствует финансирование и координация НИР и опытно-конструкторских работ (ОКР) в области рыбозащиты и рыбопропуска;
  • большинство нормативных актов устарело и не соответствует реалиям сегодняшнего дня;
  • отсутствует механизм рассмотрения и объективной оценки новых конструкций и методик;
  • практика проведения конкурсов на разработку рыбоводно-биологического обоснования (РБО), проектов РЗУ и исследований по определению эффективности РЗУ не оправдывает себя, т. к. в большинстве случаев в конкурсах выигрывает организация, предложившая меньшую цену, но без всякого практического опыта и специализации работ в данной области;
  • отсутствует гласное обсуждение применяемых новых технических предложений и технологических схем, в связи с чем авторы идей не имеют достаточных критических замечаний по предлагаемым решениям.

С учетом вышеизложенного можно сделать некоторые выводы о состоянии проблемы рыбозащиты в целом:

  1. Существующая нормативно-правовая база не отвечает реалиям сегодняшнего дня.
  2. Отсутствует хоть какая-либо внятная политика Росрыболовства по данной проблеме.
  3. Контроль за оборудованием водозаборов РЗУ территориальными органами проводится в недостаточном объеме и на низком уровне.
  4. Конкурсная система выбора типа рыбозащитного устройства и организации-проектировщика, выбора организации для проведения работ по определению эффективности РЗУ себя не оправдала.
  5. Оставшиеся специалисты разобщены. Совещания, семинары и т. п. много лет не проводятся. Отсутствует информация о деятельности различных организаций в рассматриваемом направлении защиты и сохранения рыб. Нет подготовки соответствующих специалистов.

Для улучшения ситуации в данной проблеме секция считает одной из основных своих задач решение следующих вопросов:

  1. Консолидации усилий специалистов, продолжающих работать в области рыбозащиты.
  2. Создания правовой основы проблемы защиты рыб от попадания и гибели в водозаборах в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.
  3. Усиления контроля со стороны территориальных органов рыбоохраны Росрыболовства за процессом оборудования водозаборов РЗУ и качеством их работы.
  4. Запрета проведения конкурсов на выполнение работ, связанных с оборудованием водозаборов рыбозащитой и определением ее эффективности. Последние должны выполняться только по методикам и программам, согласованным с секцией при НТС, с обязательным участием авторов конструкции и ее изготовителей.
  5. Запрета широкого тиражирования конструкций РЗУ, не имеющих граничных параметров применения и не прошедших лабораторных и полунатурных испытаний, а также обсуждения их результатов специалистами.
  6. Качественного улучшения работы экспертных подразделений, в том числе организации курсов повышения квалификации работников органов рыбоохраны.